4.  Навигационные программы

 

В этой главе рассмотрены в основном отечественные программы (за исключением программ для мобильных телефонов), которые не уступают по функциональным возможностям, пользовательскому интерфейсу и дизайну таким известным зарубежным аналогам как Garmin Que, TomTom Navigator и Destinator. Кроме того, отечественные программы комплектуются более точными и постоянно обновляемыми картами России.

 

4.1. ИНГИТ MapGPS

 

Полностью русскоязычная программа; предназначена для использования на компьютерах с операционной системой WINDOWS 95/98/ME/NT/2000/XP (для Windows NT/2000/ХР дополнительно поставляется драйвер HASP). Программа позволяет производить

— просмотр карт с возможностью установки произвольного масштаба отображения;

— измерения расстояний по произвольному маршруту;

— поиск населенных пунктов по встроенным в карты справочникам;

— прокладку маршрутов транспортных средств (автомобилей, поездов и др. (в зависимости от типа карты)) с учетом систем регулирования движения, приоритетов дорог и с автоматическим расчетом длины маршрутов, средней скорости и времени;

— автоматическую прокладку маршрутов и вождение по ним в указанный пункт назначения;

— отслеживание маршрутов на картах ИНГИТ с автоматической их сменой в соответствии с перемещениями объекта;

— извлечение из приемника GPS и копирование на диск компьютера пройденных маршрутов, представление их на картах в различных стилях, выделение нужных частей и сохранение в архивах для последующего использования;

— запись в память приемника архивных маршрутов или их частей;

— извлечение из GPS-приемника, создание и редактирование путевых точек и маршрутов и запись их в GPS-приемник с возможностью присвоения точкам свойств, поддерживаемых конкретными моделями GPS-приемников;

— печать карт и фрагментов с подготовленными маршрутами.

Из приведенного перечня видно, что по своим возможностям программа приближается к OziExplorer. Недостатком программы является ее «закрытость»: она работает только с картами компании ИНГИТ и не поддерживает перенос карт в GPS-приемники или их картриджи, а также на КПК.

Окно программы (рис. 4.1) содержит систему меню, инструментальную панель, строку состояния в нижней части экрана для индикации координат курсора и рабочее поле с картой, на которой курсор навигатора изображается красным кружком (в данном случае на ул. Лестева г. Москвы). GPS-панель, расположенная в левой части окна, может отключаться одноименной командой меню «Вид» или кнопкой  инструментальной панели; она позволяет:

— подключить GPS-приемник кнопкой «Включить/выключить»; включенное состояние индицируется зеленым «светодиодом» справа (мигающий желтый свет индикатора означает попытку установить соединение с GPS-приемником);

— выбрать параметры интерфейса в одноименном поле кнопкой + (номер СОМ-порта,  скорость передачи (для NMEA-0183 — 4800 бит/с), количество бит (8), проверка на четность, количество стоповых бит);

— кнопкой +/–  в поле «Позиция» получить значения даты, Гринвичского времени, координат, скорости движения, направления, вид фиксации местоположения (2D/3D), погрешности определения горизонтальных координат и высоты над уровнем моря или получить изображение планисферы;

— кнопкой +/–  в поле «Спутники» получить изображение планисферы или изображение системной карты (контурной карты мира);

— кнопкой +/–  в поле «Системная карта» включить/выключить отображение системной карты.

 

                                            

                                                                 

                                                                     Рис. 4.1. Окно программы ИНГИТ MapGPS

 

Планисфера представлена в виде полусферы, в центре которой расположен GPS-приемник; внешняя окружность соответствует линии горизонта; первая внутренняя окружность — высоте 30 градусов над горизонтом, а вторая — 60 градусов. Спутники, орбиты которых в данный момент взошли над горизонтом, представлены шариками с номерами, соответствующими номерам спутников в системе GPS.

Окраска бледно серым цветом означает, что, в соответствии с принятым альманахом, спутник взошел над горизонтом, но сигнал от него не принимается. Окраска желтым цветом означает, что прием сигнала от спутника производится, но в определении координат местоположения он не участвует. Окраска зеленым цветом не менее чем 3-х спутников означает, что принятые от них данные используются для определения координат местоположения. Для желтых и зеленых спутников слева выводятся окрашенные соответственно в желтый или зеленый цвет гистограммы принимаемых от спутников уровней сигналов.

Следы перемещений спутников в пределах полусферы изображаются тонкими линиями, по которых можно судить о том, какие из спутников всходят, а какие опускаются за горизонт.

 

4.2. НАВИТЕЛ НАВИГАТОР

 

Эта навигационная программа предназначена для карманных компьютеров (КПК) и коммуникаторов с сенсорным экраном, оснащенных встроенным или внешним GPS-приемником. Вместе с этой программой поставляется бесплатная карта России с основными магистралями и названиями населенных пунктов, а также платные карты таких крупных городов как Москва, С.-Петербург, Екатеринбург, Курган, Новосибирск (для этих городов  имеется и карта соответствующей области), Уфа, Тюмень, Нижний Новгород, Белгород, Челябинск, Самара и др. (все карты обновляются каждый месяц; подробности на сайте разработчика navitel.su). Карты некоторых городов, кроме стандартного информационного наполнения (номера домов, названия улиц, метро и т. п.), позволяют реализовать автоматическую прокладку маршрутов с возможностью голосового сопровождения и с учетом автомобильных пробок (см. разд. 4.2.3).

По мнению разработчиков, НАВИТЕЛ НАВИГАТОР обладает следующими достоинствами:

1. Быстрое масштабирование и прокрутка карты.

2. Автоматическое переключение между картами.

3. Поддержка 2D- и псевдо 3D-отображения карты.

4. Интеллектуальная система голосовых подсказок i-help.

5. Возможность конвертирования и самостоятельной разработки карт с помощью редактора MapEdit (гл. 5) (поддерживаются форматы Навител 1.1 (.RUS), Навител 2.0 (.NTM) и пока не поддерживаются Навител 3.1 (.NM2)).

6. Прокладка маршрутов с учетом автомобильных пробок в городах с соответствующими информационными службами (поддерживается в Навител 3.1 — см. разд. 4.2.3).

К программно-аппаратной части КПК или коммуникаторов предъявляются следующие требования:

1. Операционные системы: Pocket PC 2002, 2003, Windows Mobile 2005 и 2006.

2. Объем оперативной памяти: от 1 до 10 Мбайт (в зависимости от размера карты).

3. Дисплей: VGA (640 ´ 480), QVGA (240 ´ 320), портретный и ландшафтный виды экрана, квадратный экран 240 ´ 240.

4. GPS: протоколы NMEA-0183, SiRF binary и Garmin; подключение через последовательный порт, USB, Blue Tooth и разъемы ComactFlash и SDIO.

Программа поставляется в двух вариантах: с расширением .ехе — для установки с помощью настольного компьютера и установленной на нем программы ActiveSync и с расширением .cab — для установки непосредственно на устройстве (КПК и т. п.). В последнем случае установочный файл переносится на устройство путем копирования с помощью ActiveSync или предварительной записи на карту памяти (например, microSD, используемых в коммуникаторах компаний HTC, Eten и др.) с помощью USB кардридера. Аналогичным образом переносятся и карты.

При инсталляции на устройстве нажатием стилусом на САВ-файле вызывается окно с запросом на место установки: в основную или карту памяти. Разработчиком рекомендуется использовать основную память. В нашем случае использовалась microSD 2 ГБ (коммуникатор Eten Glofiish X500) и НАВИТЕЛ с картой Москвы и области работал без заметных задержек. Заметим, что после первого запуска программы в окне под строкой лицензионного ключа (указывается на упаковке лицензионного компакт-диска) выводится пятизначный серийный номер устройства, используемый для получения на сайте разработчика (http://activate.navitel.su/activate_ru.html) активационного файла-ключа, который помещается в корневую папку NTC программы.

Для регистрации карт необходимо зайти на другую страницу сайта (http://unlock.navitel.su/) и в верхнем поле предложенного бланка ввести лицензионный ключ на карту, а в нижнем — лицензионный ключ на программу. Полученный при этом файл копируется в папку карты регистрируемого региона, после чего производится индексация (процесс объединения карт для автоматической работы и добавления новой информации — см. разд. 4.2.2).

При обновлении программы и карт полученные при первичной регистрации активационные файл-ключи необходимо сохранить в папках программы и карт соответственно.

 

4.2.1. Интерфейс программы

 

Основные элементы интерфейса и управления программой для версии 3.1 и некоего обобщенного КПК показаны на рис. 4.2, на котором обозначено:

1. Компас — выполняемые функции этого знакоместа (иконки):

— переключение ориентации карты: значок рядом с компасом означает, что север вверху; стрелка «Вверх» рядом с компасом означает, что карта будет вращаться по направлению движения или по направлению маршрута (при движении по маршруту компас всегда направлен на север);

— переключение вида карты: плоский 2D или панорамный 2,5D вид, в последнем случае под компасом индицируется 3D;

— короткое нажатие стилусом по иконке переключает ориентацию карты, длинное — открывает контекстное меню, двойное короткое — переключает вид карты.

2. Информационная панель:

— на синем фоне различные повороты, развороты и т. п.;

— цвет фона меняется на белый перед конечной точкой маршрута;

— длинное нажатие по иконке вызывает прекращение ведения по маршруту.

3. Информационная панель:

— индикация расстояния до следующего маневра в метрах или километрах;

— длинное нажатие открывает контекстное меню.

По умолчанию информационная панель свернута и располагается в верхнем левом углу карты. В этом случае она играет роль датчика текущей скорости. В случае ведения по маршруту она разворачивается и, в дополнение к текущим параметрам скорости, показывает информацию о предстоящем маневре, расстоянии до конечной и ближайшей промежуточной точек, а также название следующей по маршруту улицы.

4. Указатель направления движения (в виде стрелки).

5. GPS-курсор: указатель местоположения при включенных спутниках (см. разд. 4.2.2).

6. Окно программы:

— отображение навигационной обстановки;

— длинное нажатие по карте открывает контекстное меню.

7. Панель инструментов: разворачивает и сворачивает панель (см. разд. 4.2.2).

8. Панель датчиков включается в контекстном меню карты путем установки флажка в поле «Показать датчики» и состоит из трех знакомест; длинное нажатие по любому из них открывает контекстное меню для выбора или сброса любого из доступных датчиков, которые  для удобства разделены на следующие тематические группы:

8.1. Путевой компьютер 1 (общее время остановок, движения, измерения параметров; пройденный путь; средняя скорость движения без и с учетом остановок с момента сброса путевого компьютера).

8.2. Путевой компьютер 2 (аналогично п. 1).

8.3. Максимальные значения (скорость, в том числе при спуске (снижении) и подъеме; максимальная и минимальная высота; весь пройденный путь (режим одометра)).

8.4. Навигация (скорость приближения к следующей путевой точке маршрута; часовой пояс; местное время захода и восхода Солнца для текущего местоположения; указатель направления на ближайшую точку маршрута и расстояние до нее; следующий маневр по текущему маршруту и расстояние до него; оценка времени прибытия и движения в следующую и конечную точку маршрута; расстояние от текущего положения до следующей и текущей точки маршрута и их названия; азимут следующей путевой точки относительно текущего положения; средняя скорость за последние 5 с).

8.5. Данные GPS (гринвичское время и дата, а также их значения по местному времени; скорость движения относительно земли; долгота и широта; азимут относительно земли, а при наличии магнитного компаса и использовании протокола NMEA-0183 — магнитный азимут).

8.6. Высота (наклон траектории, вертикальная скорость и ее отношение к горизонтальной (только для протоколов Garmin и SIRF), высота над геоидом (средним уровнем моря) и геоида над эллипсоидом WGS84).

8.7. Точность данных GPS (точность вертикальной и горизонтальной координат с вероятностью 95% (только для приемников Garmin); VDOP и HDOP (точность вертикальной и горизонтальной координат, определяемая геометрической конфигурацией спутников; только для NMEA-0183; значение больше 10 означает низкую точность); магнитное склонение (различие между истинным меридианом (направление на север) и магнитным; качество GPS fix (3D (известны все координаты) и 2D (только горизонтальные)).

8.8. Данные DGPS (номер используемой станции дифференциальных поправок и время их коррекции).

8.9. Площадь (площадь фигуры, ограниченной траекторией движения и отрезком от текущей до исходной точки).

8.10. Данные эхолота (температура  воды и глубина по эхолоту (при наличии датчика температуры и эхолота, поддерживающих NMEA-0183)).

8.11. Карта (время, затраченное на последнюю проверку целостности атласа и поиска ближайших объектов и их отображения во всплывающей подсказке при нажатии стилусом на карте; количество карт в атласе; уровень детализации карты (0 — наиболее подробный) (см. гл. 5); имя файла карты; количество перерисовок карты на экране и ее блоков; количество точек, полилиний и полигонов при последней отрисовке; время, потраченное на последнюю отрисовку маршрутов, путевых точек, треков, автомобильных пробок и открытие карты).

8.12. Система (время на автоматическую прокладку маршрута и обновления изображений; количество сбоев GPS-приемника; степень заряда аккумулятора устройства; объем свободной оперативной памяти; время на запуск программы и поиск точки для притягивания к ближайшей дороге (см. ниже).

Внушительное количество перечисленных датчиков позволяет, на наш взгляд, использовать НАВИТЕЛ НАВИГАТОР в качестве инструмента при проведении разнообразных экспериментов с использованием GPS-технологий в туризме, на транспорте и др.  

9. Кнопка устройства «Вверх»:

— на странице «Карта» увеличивает масштаб;

— на странице «Маршрут» вызывает перемещение вверх по списку точек маршрута;

— на странице «Датчики» изменяет количество датчиков;

— в контекстном меню обеспечивает передвижение вверх по его пунктам.

10. Кнопка устройства «Влево»: переключение страниц «Карта», «Спутники», «Датчики», «Маршрут».

 

Рис. 4.2. Интерфейс программы

 

11. Центральная кнопка устройства (Action):

— на странице «Карта» короткое нажатие этой кнопки включает или выключает полноэкранный режим;

— длинное нажатие на странице «Карта» создает путевую точку;

— в контекстном меню производится выбор выделенного пункта.

12. Информационная панель:

— название улицы после маневра;

— длинное нажатие по иконке вызывает прекращение ведения по маршруту.

13. Иконка «+» увеличения масштаба: длинное нажатие вызывает подсказку, короткое — увеличение масштаба на фиксированную величину.

14. Путевая точка: длинное нажатие на ее иконку вызывает контекстное меню с пунктами «Идти на точку», «Начать маршрут», «Добавить к маршруту», «Удалить и из маршрута», «Переместить», «Удалить точку» и «Свойства точки».

15. Активный маршрут (желтого цвета); используется при движении.

16. Сохраненный маршрут (красного цвета): длинное нажатие вызывает контекстное меню с пунктами «Идти по маршруту», «Вставить точку в маршрут», «Продолжить маршрут», «Изменить направление», «Удалить направление», «Перепроложить маршрут» и «Свойства маршрута».

17. Текущий масштаб карты.

18. Иконка – уменьшения масштаба: длинное нажатие вызывает подсказку, короткое — уменьшение масштаба на фиксированную величину.

19. Панель инструментов «Поиск», «Путевая точка», «Запись трека», «Соединение со спутниками», «Меню».

20. Информационная панель:

— название улицы, по которой идет движение;

— длинное нажатие по панели вызывает прекращение ведения по маршруту.

21. Кнопка устройства «Вправо»: переключение страниц «Карта», «Маршрут», «Датчики», «Спутники».

22. Кнопка устройства «Вниз»:

— на странице «Карта» уменьшает масштаб;

— на странице «Маршрут» вызывает перемещение вниз по списку точек маршрута;

— на странице «Датчики» изменяет количество отображаемых датчиков;

— в контекстном меню вызывает передвижение по его пунктам вниз.

Дополнительные сведения по элементам интерфейса, не показанным на рис. 4.2:

23. Текущая скорость движения в режиме «Соединение со спутниками» индицируется в верхнем правом углу экрана.

24. Иконка «Показать местоположение на карте» в виде кривой красной стрелки в окне «Карта» (см. разд. 4.2.2), формируемой при сдвиге карты относительно местоположения; короткое нажатие на указанную иконку устанавливает карту в нужное положение.

25. Трек — тонкая сиреневая линия на карте в режиме «Запись трека».

26. Иконка «Пробки от СМИЛИНК» (см. разд. 4.2.3) может быть трех цветов: зеленого (обновленная информация о пробках), желтого (сведения не обновлялись в течение заданного времени) и красного (проблема с доступом к информационному центру).

27. Иконка «Включение автоматического масштабирования» используется для восстановления такого режима после того, как для изменения масштаба карты использовались иконки «+» или «–».

 

4.2.2. Панель инструментов и система меню

 

Упоминавшаяся в разд. 4.2.1 панель инструментов служит для оперативного доступа к наиболее часто используемым командам меню и отображается в нижней части экрана на рис. 4.3, а следующими мнемоническими кнопками (иконками):

 — соответственно свернуть, развернуть панель, показать датчики (только при движении по маршруту).  — включение меню поиска.  — создание путевой точки.  — пуск/остановка записи трека.

 — включение/выключение GPS-приемника. При включенном состоянии и установленной связи со спутниками, о чем сообщается голосом, на карте отображается GPS-курсор в виде треугольника черного цвета острием в направлении движения (см. рис. 4.3, а), а при остановке и скорости менее 2,5 км/час — кружком черного цвета. Если приемник выключен или соединение со спутниками не установлено, то GPS-курсор не отображается.

 — вызов главного меню (рис. 4.3, б).

К элементам оперативного управления может быть отнесена также кнопка , короткое нажатие на которую устанавливает GPS-курсор в центр экрана.

Главное меню содержит следующие пункты (см. рис. 4.3, б):

1. Найти — этим пунктом вызываются следующие команды:

1.1.  — поиск ближайших в заданном радиусе от текущего местоположения объектов; состоит из этапов «Выбор типа поиска» (транспорт, улицы и дороги, искусственные объекты) и «Поиск объекта» (название объекта и/или расстояние ограничения поиска — от 0,01 до 999,99 км). После каждого этапа нажимается синяя кнопка   (Вперед) или  (Назад), а в конце — кнопка «Искать».

1.2. — поиск населенных пунктов (городов, поселков, деревень и т. д.) путем ввода их названия и последующего нажатия кнопки «Искать».

1.3.  — поиск различных объектов в заданном населенном пункте; состоит из этапов «Выбор населенного пункта из списка» и «Выбор типа объекта поиска» (транспорт, улицы и дороги, искусственные объекты); управление аналогично п. 1.1.

1.4.  — поиск по адресу зданий, домов и т. д.; состоит из этапов «Выбор города» и  «Поиск объекта» (улицы и номера дома, которые вводятся с отдельной клавиатуры (см. рис. 4.4, а)); управление аналогично п. 1.1.; результат поиска будет показан на карте.

1.5.  — поиск «Путевые точки» с вызовом их полного списка с указанием расстояние до каждой и следующими дополнительными командами:

1.5.1.  — выход из режима поиска путевых точек (эта иконка с аналогичным назначением используется и в других меню).

1.5.2.  — вызов панели импорта/экспорта.

1.5.3. , — экспорт/ импорт путевых точек.

1.5.4.  — вызов панели дополнительных кнопок (рассматриваемых в п. 1.5).

1.5.5. — редактирование параметров выделенной в списке путевой точки.

1.5.6. ,   — удаление выделенной и всех путевых точек в списке.

 

                

а)                                                             б)

Рис. 4.3. Рабочее окно в режиме панорамной карты (а) и главное меню (б)

 

2. Сохранить путевую точку — этот пункт предназначен для сохранения текущей точки местоположения как путевой.

В программе предусмотрено несколько способов создания путевых точек. Если требуется поставить ее в точку нахождения GPS-курсора, то необходимо нажать и удерживать центральную кнопку КПК или нажать кнопку  на панели инструментов. Создание путевой точки в произвольном месте карты производится нажатием и удержанием стилуса в этом месте до момента появления контекстного меню, в котором выбирается пункт "Путевая точка". В вызываемом при этом окне указывается название путевой точки, производится выбор ее обозначения и типа из предлагаемого перечня (услуги, наземные объекты, автотранспорт и  др.). При редактировании путевых точек целесообразно пользоваться кнопками п. 1.5.

 3. Вкл/Выкл GPS — включить (иконка на рис. 4.3, а со значком ) или выключить GPS-приемник нажатием на указанную иконку (иконка на рис. 4.3, а с красным минусом). При включенном GPS-приемнике доступна страница «Спутники», по виду экрана практически аналогична рис. 2.10.

4. Запись трека — включение и выключение режима записи трека (индикация состояния аналогична п. 3); дублируется кнопкой  панели инструментов. Запись трека доступна только при включенном GPS-приемнике и установленной связи со спутниками. Отображение трека в окне «Карта» в виде фиолетовой линии, повторяющей траекторию движения, происходит при включенном в настройках программы режиме "Показывать последние 10000 точек трека" и ограничивается 10000 точками. Трек автоматически сохраняется в виде файла в формате Garmin MapSource (.MPS) в папке My documents/GPS Tracks and Waypoints, располагающейся в основной памяти КПК. При этом количество точек не ограничивается и определяется только объемом доступной памяти.

 

                          

а)                                                                      б)

Рис. 4.4. Окно набора адреса (а) и ночного вида карты (б)

 

5. Авто — переключение дневного и ночного вида карты (рис. 4.4, б); позволяет снизить нагрузку на глаза в темное время суток. Переключение между режимами производится автоматически с использованием данных о времени восхода и захода Солнца для данной местности или вручную с использованием этого меню (пункты «Авто», «День» и «Ночь»).

6. Открыть — открытие карт и атласов. Перед выполнением команд этого меню («Открыть атлас» и «Открыть карту») необходимо скопировать карты на устройство в папку, где находятся карты (обычно это папка Atlas), после чего нажатием стилуса выбирается пункт «Открыть атлас».  Если список атласов пустой, то на панели в нижней части экрана необходимо нажать зеленую кнопку  («Открыть») и в дереве каталогов выбрать папку с картами (по умолчанию это Atlas), где выбирается нужный атлас и нажимается кнопка   «Переиндексация», после чего запускается процесс индексации. После окончания этого процесса в атласе выбирается нужная карта и нажимается зеленая кнопка (ОК).

7. Выкл. ведение отключение функции ведения по маршруту.

8. Маршруты — работа с сохраненными и текущими маршрутами на странице «Маршрут» со списком всех поворотов, разворотов и других маневров с указанием расстояния и оставшегося времени до их выполнения, а также времени прибытия в конечную точку. В программе предусмотрена возможность сохранения  маршрутов (их список открывается сразу после выбора меню «Маршруты») и создание новых вручную или автоматически (автороутинг).

Функция автороутинга доступна только на маршрутизируемых картах, которые содержат информацию для автоматической прокладки. Для выполнения такой прокладки от местоположения пользователя в конечной точке следования на карте производится нажатие стилусом и в контекстном меню выбирается пункт «Идти на точку». Проложенный маршрут будет выделен на карте желтым цветом с ярко выраженной темной каймой; на немаршрутизируемых картах он будет в виде прямой линии, соединяющей конечную и точку местонахождения и игнорирующей все здания, дороги и т. п.

Ручное создание маршрута возможно на любых картах. Для этого нажатием стилуса в точке местонахождения вызывается контекстное меню, в котором выбирается пункт «Начать маршрут», а в последующих и конечной точках — соответственно «Добавить к маршруту» и «Завершить создание маршрута». Неактивный маршрут по умолчанию обозначается сиреневым цветом. Для его активации необходимо на любой точке его изображения нажать стилусом и в контекстном меню выбрать пункт «Идти по маршруту». В этом меню содержатся также основные команды для его редактирования следующего содержания:

«Свойства» — название маршрута, описание и список ключевых точек.

«Вставить точку в маршрут» — вставка новой точки в маршрут на месте, в котором было открыто контекстное меню; эту точку можно перенести, выбрав соответствующий пункт в ее контекстном меню (см. также п. 1.5).

«Продолжить маршрут» — продолжить маршрут даже после того, как был выбран пункт «Завершить создание маршрута».

«Изменить направление» — изменить направление движения по маршруту на обратное.

«Удалить маршрут» — удаление текущего маршрута.

«Перепроложить маршрут» — перепрокладка маршрута после изменения параметров его ключевых точек маршрута или направления.

При работе с маршрутами могут быть использованы также следующие мнемонические команды:

— идти по выбранному маршруту.  — показать маршрут на карте.  — развернуть/свернуть панель с рассматриваемыми мнемоническими командами.  — удалить все маршруты.  — вызов панели импорта/экспорта. ,  — экспорт/импорт маршрутов.  — импорт трека в маршрут. , — добавить, редактировать маршрут.  — перевернуть маршрут (верхняя стрелка зеленая, нижняя — красная).   — копировать маршрут (обе стрелки красные).

9. Страницы — переключение страниц «Карта», «Маршрут», «Датчики», «Спутники».

10. Настройки различные настройки программы следующего содержания:

10.1. Маршруты настройки для работы с маршрутами:  

— «Прокладывать маршрут» — выбор способа прокладки маршрута: автоматический по дорогам или по прямой.

— выбор критерия оптимизации маршрута: кратчайший по времени или по расстоянию.

— выбор из списка транспортного средства, на котором будет выполняться поездка.

— «Дополнительно» — вызов дополнительных опций  маршрута: средняя скорость на различных участках дорог и список дорог, которые следует избегать при прокладке маршрута (только для Навител 2.0).

10.2. Навигация — настройки навигации по маршруту:

 — «Предупреждать о маневре» с вариантами от «Заблаговременно» до «Незадолго».

— действия программы при сходе с маршрута: «Перепроложить маршрут автоматически», «Перепроложить с моего разрешения» или «Прекратить ведение по маршруту».

«Притягивание к дороге»: «Не притягивать», «Не далее 20 м» и др.

— «Автоматическое масштабирование»: опция автоматического изменения масштаба карты.

10.3. Карта — настройки отображения карты:

— «Верх карты» — выбор ориентации карты: «Север вверху», «Вращать по движению», «Вращать по маршруту».

— «Вид»: плоское (двумерное) изображение карты или панорамное (псевдо-трехмерное).

— «Детализация карты»: «Низкая» (качество карты хуже, но скорость работы выше), «Высокая» (все наоборот) (см. гл. 5).

— «Визуальные эффекты» — способы повышения качества изображения: «Плавное масштабирование», «Окаймление объектов» (использование этих эффектов приводит к снижению скорости перерисовки карты).

— «Показывать маршрутную линию на цель»: отображение на карте маршрутной линии.

— «Показывать последние 10000 точек трека» — настройка навигации, отвечающая за отображение на карте последних 10000 точек трека.

— «Всплывающие подсказки» — выбор отображаемых на карте подсказок.

10.4. «Клавиатура» — выбор типа клавиатуры и языка:

— «АБВГД»: буквы расположены п алфавиту.

— «ЙЦУКЕНГ. Вариант 1.»: стандартная раскладка.

— «ЙЦУКЕНГ. Вариант 2.»: раскладка с чередованием рядов четных и нечетных букв.

— поддерживаемые языки: русский, английский, украинский и белорусский.

10.5. «Система» — системные настройки:

— «Синхронизировать часы по GPS»: опция привязки часов устройства к GPS-часам.

— «Корректировать часовой пояс»: установка часового пояса.

— «Не выключать устройство, пока программа активна», «Не включать подсветку экрана, пока программа активна»: опциональный выбор по необходимости.

— выбор единиц измерения расстояния, скорости, высоты, глубины, азимута, площади и формата отображения координат.

10.6. «Пробки» — настройки для программы SMILink о пробках на дорогах Москвы (см. разд. 4.2.3):

— выбор элементов отображения пробок.

— использование информации о пробках в автороутинге.

— ввод логина и пароля  для получения авторизованного доступа к базе данных SMILink.

— установка частоты обновления информации о пробках (от 5 минут до 24 часов).  

На двух страницах окна настроек имеются кнопки сброса сессии SMILink ,  подтверждения введенной информации , отмены  и переключателей страниц   (Вперед) и  (Назад).

10.7. GPS настройки GPS-приемника:

— выбор из списка номера порта для GPS-приемника.

— установка скорости передачи данных и способа чтения данных для выбранного COM-порта.

— включение демотрека для общего знакомства с программой.

— выбор одного или несколько GPS-протоколов (NMEA-0183, SiRF binary и Garmin).

— запись исходных данных с GPS-приемника в файл gps_log.txt, которые могут быть использованы при диагностике и наладке (только в Навител 2.0).

11. Информация информация о версии программы, авторских правах и текущей загруженной карте (название и имя файла, дата последнего обновления и авторские права).

12. Выход — выход из программы.

 

4.2.3. Автомобильные пробки в «Навител Навигатор»

 

Навител Навигатор 3.1 позволяет работать с автомобильными пробками при помощи услуги «СМИЛИНК — свободные дорого» компании СМИЛИНК (www.smilink.ru). Для этого необходимо приобрести карту подключения с уникальным абонентским номером и пин-кодом и подключить КПК к Интернету через модем, сотовый телефон, GPRS-модуль или другим способом. После запуска программы в меню «Настройки»/«Пробки» включается опция «Показывать пробки на карте» и на следующей странице ввести абонентский номер и пин-код, после чего в верхнем левом углу карты появится логотип компании СМИЛИНК  зеленого цвета, а в случае неудачного подключения — красного.

Достоверность получаемой от СМИЛИНК в течение 24 часов в сутки информации о состоянии автодорожной обстановки г. Москвы оценивается следующими величинами:

1. на МКАД — 95%; 2. центр города в пределах третьего транспортного кольца (ТТК) — 80%; 3. ТТК и радиальные магистрали — 70%; 4. на остальных улицах города — 50…70%.

Дорожная обстановка, в зависимости от скорости движения, отображается на карте навигатора полигонами следующим образом:

1. менее 10—15 км/час — пробка, полигон красного цвета; 2. от 10—15 до 25—30 км/час — движение затруднено, полигон желтого цвета; 3. 25—30 км/час и более: нормальное движение, не отображается.

При подготовке данных учитываются также наличие аварийных участков, проведение на контролируемом участке ремонтных работ, режим работы светофоров, наличие ДТП и других факторов, влияющих на интенсивность движения. При включенной опции «Использовать в автороутинге» информация от СМИЛИНК будет использована при автоматической прокладке маршрута с учетом его настроек — наименьший по времени или кратчайший по расстоянию.

Другой возможный способ получения автодорожной информации от СМИЛИНК — по радиоэфиру с использованием специального приемника VessoLink C4.1 этой же компании, выполняющего следующие функции:

— прием цифровой и буквенно-цифровой информации по протоколу «Информационный POCSAG» (IPOC);

— первичная обработка принятой информации (адресная фильтрация команд и информации, исполнение команд активации услуги);

— накопление и хранение принятой и обработанной информации в приемном буфере (1 Мбайт);

— передача обработанной информации в КПК или ПК через внешний разъем (RS-232);

— контроль и индикация нахождения в зоне приема, состояния источника электропитания и наличия в буфере информации.

Приемник имеет размеры 56 ´ 50,5 ´ 17 мм и питается от одной батарейки AAA с потреблением не более 2 мА (при скважности прием/ожидание 1:10); его недостатком является устаревший интерфейс (RS-232 в современных КПК и коммуникаторах не используется) и, главное, он рассчитан на навигационную программу от СМИЛИНК, существенно уступающую НАВИТЕЛ.

 

4.3. Проект ПРОБКИ НЕТ

 

Этот проект представлен навигационной программой City Guide (Городской Гид) (www.probki.net), позволяющей, как и НАВИТЕЛ НАВИГАТОР, реализовать следующие функции:

— отображение электронных карт в произвольном масштабе;

— поиск места по адресу, названию и закладке;

— автоматическая прокладка оптимального маршрута с учетом средней скорости движения на участках маршрута, дорожной обстановки (одностороннее движение, запрет поворотов и др. знаки дорожного движения) и информации о пробках;

— местоположение, навигация и движение по GPS-координатам в реальном режиме времени;

— голосовые и визуальные подсказки при движении по маршруту;

— пользовательское редактирование дорожной обстановки;

— обновление информации (ПО, карты, дорожная обстановка, пробки) по Интернет и мобильной связи.

Для City Guide имеются следующие карты:

1. Бесплатные (для зарегистрированных пользователей): автодорога E105 (Москва — С.-Петербург), С.-Петербург и Ленинградская область, Москва и область, схема дорог Европы и Азии, Эстония.

2. Лицензионные: Финляндия, Таллин, дороги России, Карелия, Владивосток, Мурманск и область.

Программа City Guide несколько уступает по качеству изображений карт (см. рис. 4.5) и количеству контролируемых параметров (по датчикам) НАВИТЕЛ, однако обладает встроенной системой загрузки и обновления информации по автомобильным пробкам, а также возможностью самостоятельного редактирования карт. Если по использованию Интернет для этих целей нет особых отличий от решений компании СМИЛИНК (см. разд. 4.2.3), то в части мобильной связи решение в City Guide достаточно интересное и многообещающее (см. разд. 2.6). Суть этого решения заключается в том, что источниками оперативной информации о дорожной обстановке являются сами участники движения, поскольку ни ГИБДД, ни дорожные службы, ни мэрии, ни радио, ни Интернет каждый в отдельности неспособны предоставить информацию о действительном состоянии автомобильного потока (по некоторым оценкам надежность данных этих служб невелика и составляет около 50%).

Итак, согласно концепции проекта ПРОБКИ НЕТ, каждый участник движения должен иметь на борту транспортного средства GPS-навигатор и мобильный телефон с GPRS-каналом для поддержки двусторонней автоматической связи в заданном режиме с сервером разработчика (www.probki.net). Поскольку данные о скорости движения, получаемые от каждого участника с помощью GPS-навигатора, являются достаточно эффективным критерием оценки состояния автодорожной обстановки, то обработка этих данных на сервере разработчика с учетом других источников информации (например, упоминавшихся выше служб) позволяет вносить более достоверные изменения в навигационные карты каждого участника движения по состоянию транспортных потоков города. Таким образом, схема реализации концепции City Guide выглядит следующим образом: GPS/GPRS/Интернет/GPRS/GPS. В этой схеме комбинация GPS/GPRS реализуется во многих коммуникаторах (например, компаний HTC, Eten и др.), которые по цене практически равны суммарной стоимости GPS-навигатора и мобильного телефона. В результате полуторагодовой эксплуатации системы City Guide ее разработчики, кроме технических вопросов, пришли к необходимости учета следующих проблем:

 

а)                                               б)

Рис. 4.5. Псевдо 3D (а) и 2D (б) изображение карты в программе City Guide

 

1. Конфиденциальность — этот вопрос носит двоякий характер. С одной стороны, есть пользователи, которые возмущаются тем, что для получения данных о пробках они вынуждены передавать информацию о собственном местоположении, что может рассматриваться как вмешательство в их личную жизнь. Во-первых, для владельцев сотовых телефонов рассчитывать на «географическую» конфиденциальность не приходится, поскольку сервисы по отслеживанию местоположения абонента достаточно распространены и в условиях нашей страны эти данные могут быть использованы и без согласия абонента. Во-вторых, компания-разработчик гарантирует сохранение конфиденциальных данных о местоположении клиента и недоступность их третьим лицам. Кроме того, пользователь может зарегистрироваться на сайте под любым вымышленным именем — для системы важен только его ID. 

Другая (большая) половина пользователей, включая и транспортные предприятия, высказывают пожелания о доступе к данным по индивидуальным клиентам. В частности, их высказывают организации, желающие отслеживать перемещения собственного транспорта, группы клиентов, которые хотели бы видеть взаимное расположение друг друга и, наконец, просто родственники и знакомые, которые также хотели бы знать о местоположении друг друга на карте города.

2. Прямые затраты на передачу «пробочных» данных незначительны из-за их малого объема — всего несколько килобайт за сеанс и, как показывает опыт, в течение часа передаваемый объем не превышает 100 Кбайт, что при средних расценках на передачу информации составляет меньше одного рубля. Если принять, что средний пользователь проводит за рулем 3…4 часа в день, то за месяц это составит порядка 30 руб. Если учитывать и стоимость подключений, что, например, в случае Мегафона составляет 0,7 руб., то при частоте обновления 5 минут на восстановление связи в течение часа придется потратить около 10 рублей. Поэтому, с целью минимизации этих расходов, в программе предусмотрена специальная опция «Удерживать Интернет-соединение», которая теоретически позволяет использовать всего одно подключение в течение дня (на самом деле несколько больше, поскольку качество покрытия GPRS сервиса весьма неоднородно). Необходимо также учитывать, что количество соединений зависит от конкретных настроек мобильного устройства и операционной системы, поэтому в каждом отдельном случае этот вопрос решается индивидуально.

3. Стоимость сервиса. Сейчас он бесплатен и, как заявляют разработчики, пока качество данных не достигло необходимого уровня, говорить о коммерциализации проекта вообще не имеет смысла. Все зависит от того, насколько он будет успешно развиваться, какое количество пользователей (водителей) будут ежедневно принимать в нем участие, появятся ли альтернативные источники данных, какова будет их стоимость и т. д.

 

4.4. Проект МОНИТОРИНГ

 

Этот проект является частным случаем проекта ПРОБКИ НЕТ (разд. 4.3). Его суть заключается в предоставлении услуги по отображению на электронной карте местоположения объекта и истории его перемещения в виде трека (следа) с возможностью позиционирования по месту и по времени. Воспользоваться мониторингом могут все желающие при условии их добровольного согласия и желания, например, диспетчер транспортного предприятия, желающий получать оперативную информацию о перемещениях своих автомобилей (см. разд. 2.6); родители, желающие знать местоположение своих детей; любители животных, которые хотели бы иметь возможность не потерять или быстро отыскать своих четвероногих членов семьи; просто друзья, которые хотят иметь подробную информацию о взаимных перемещениях в городе и за его пределами; грибники, охотники, туристы, искатели кладов и приключений, т. е. очень многие категории граждан и организаций.

Доступ к услуге МОНИТОРИНГ производится следующими способами: 

— в Интернете на сайте http://www.probki.net/;

— в программе City Guide, установленной на ПК или КПК, оснащенных GPS-приемником, а также на другие устройства с функцией GPS/GPRS;

— в обычном мобильном телефоне с WAP-доступом к сайту wap.probki.net.
Что же касается программно-аппаратных средств, то доступ к услуге МОНИТОРИНГ обеспечивается для пользователей программы City Guide, которые могут получать данные о собственном передвижении по городу и разрешать просмотр этих данных другими пользователями, зарегистрированными на сайте http://www.probki.net/. Возможность для мониторинга предоставляется также владельцам устройства TR-101/102 компании GlobalSat, представляющего собой комбинацию GPS/GPRS и передающего координаты о текущем местоположении объекта с заданной частотой на сервер сайта http://www.probki.net/. Перед регистрацией TR-101/102 на сайте оно должно быть предварительно настроено (запрограммировано) при помощи программы, входящей в комплект поставки. Очевидно, что вместо TR-101/102 может быть использовано любое другое устройство с функцией GPS/GPRS с установленной на нем программой City Guide.

 

4.5. ГИС Русса и проект НАРИСУЙ КАРТУ

 

Эта программа, разработанная ЗАО «Русса» (www.gisrussa.ru) для Pocket PC, считается одной из самых быстрых в мире: ее карты занимают в полтора-два раза меньше места в памяти, чем, например, карты фирмы Garmin, формат которых поддерживается в программе. Все карты России, включая подробные карты Москвы, Самары, С.-Петербурга и Тольятти, постоянно обновляются и  занимают на носителе в сумме около 130 Мбайт. Благодаря использованию системы Unicode полностью решается проблема совместимости кодировок надписей на картах, в том числе и многоязычных. Примеры изображения карт в ГИС Русса приведены на рис. 4.6.

                                

 

Рис. 4.6. Окна ГИС Русса

 

Меню «Настройки» программы состоит из четырех пунктов:

«Вид» — выбор языка: русский и английский.

«Карта» — выбор режимов отображения карты и ее объектов: «Показывать местоположение на карте» (черным треугольником); установка режима вращения карты; «Показывать направление на точку» (в виде красной линии), запись трека и др.

GPS — выбор типа протокола и элементов связи с GPS-приемником, включение/выключение лог-файла и др.; при работе с Blue Tooth адаптером КПК рекомендуется не использовать опцию «Соединяться с приемником через».

«Единицы» — выбор единиц измерения расстояния и скорости, высоты и глубины, азимута и площади.

Другие элементы интерфейса (страницы «Карта», «Спутники», «Путевые точки», «Датчики», всплывающие подсказки и др.) практически полностью идентичны с программой НАВИТЕЛ и отличаются количеством датчиков и настроек, отсутствием режима автоматической прокладки маршрутов и учета автомобильных пробок. Аналогичны с НАВИТЕЛ и системные требования: Pocket PC 2002, 2003, Windows Mobile 2005 и 2006; протоколы NMEA-0183, SiRF, Garmin и идентичные элементы связи с GPS-приемником; те же видеорежимы, за исключением QVGA (240 ´ 320).

Разработчики ГИС Русса выступили инициаторами интернет-проекта НАРИСУЙ КАРТУ, направленного на обновления и уточнения карт самими пользователями GPS-систем. Согласно этому проекту полученные от пользователей данные поступают в виде файлов в пункт первичной обработки, где они сортируются по принадлежности к определенным номенклатурным номерам карт и передаются ведущим, которые проживают в пределах своего квадрата и обладают необходимой информацией о своей местности. Ведущим может быть каждый активный участник проекта, имеющий опыт самостоятельной работы по редактированию карт и желание работать. После первичной проверки поступивших данных они используются как эталонные при корректировке существующих карт.

После накопления определенного количества обновленных данных все карты конвертируются в конечный формат и выкладываются на странице загрузки. Кроме данных от пользователей GPS-систем, при корректировке карт применяются все альтернативные способы получения дополнительной информации: данные спутниковой съемки, приобретение необходимых топографических данных у организаций, имеющих возможности и права на подобные виды деятельности, данные из других источников, которые можно законно получить или приобрести. В эту категорию включаются все, кто так или иначе помогает проекту жить и развиваться: спонсорам, программистам и другим добровольным помощникам.
В рамках проекта НАРИСУЙ КАРТУ разработчиками ГИС Русса организуется бесплатный заочный учебный курс по самостоятельному редактированию карт. Курс состоит из десяти лекций и рассчитан на начинающих пользователей GPS-систем. Он содержит всю информацию не только по самому процессу редактирования, но и по всем необходимым основам картографии. После окончания курса каждый его участник сможет уверенно работать в картографическом редакторе GPSMapEdit, разбираться в принципах картографии, ориентироваться в специфических терминах и стать полноправным участником проекта НАРИСУЙ КАРТУ.

 

4.6. PocketGPS Pro

 

Эта программа разработана компанией МакЦентр и предназначена для систем спутниковой навигации на базе карманных компьютеров Pocket PC и коммуникаторов. В этой программе используется одна из лучших электронных карт Московского региона, созданной компанией Геоцентр-Консалтинг. База данных карты содержит сведения о более чем 5000 улицах Москвы и подмосковных городов (Химки, Люберцы, Подольск и др.), номерах домов, перекрестках и развязках, станциях метро, АЗС, магазинах и массу другой полезной информации.

Карта отличается небольшим размером файла, подробной детализацией (вплоть до очертания отдельных домов) и красочным оформлением дорожной сети (см. рис. 4.7). Объекты (улицы, дома) изображаются в строгом соответствии с выбранным масштабом, не перегружая карту. Названия не перекрывают друг друга и не загромождают карту при ее масштабировании. Административные и жилые здания обозначены разными цветами, а местоположение и направление движения — маленьким автомобильчиком. При нажатии на ромбик в центре карты последовательно отображаются скорость, время и расстояние до конца маршрута, планисфера спутников и индикатор уровня заряда аккумуляторной батареи устройства.

 

                     

 

Рис. 4.7. Изображения карты в PocketGPS Pro

 

При нажатии на экран вызывается диалоговое окно, в котором выбирается параметры в различных режимах работы: поиск (более 450 тыс. объектов адресного поиска (районы, улицы, дома) и около 20 тыс. объектов инфраструктуры (АЗС, кафе, магазинов и т.п.)), автоматическая прокладка маршрута с учетом пробок (используется база данных компании СМИлинк — см. разд. 4.2.3), установка закладок и их свойства (типы, приоритеты, прикрепленные звуковые файлы), предупреждения о маневрах визуальными и голосовыми подсказками при движении по маршруту (включая голосовые названия улиц по пути следования), язык интерфейса (русский и английский) и др.

К достоинствам программы можно отнести высокую скорость прорисовки карты, хорошую координатную привязку, детальные схемы всех дорожных развязок и ведение журналов перемещения автомобиля.

 

4.7. ПалмГИСGPS

 

Эта программа разработана компанией Киберсо и также предназначена для карманных компьютеров и коммуникаторов.

В ней используется векторная карта собственной разработки (рис. 4.8). По качеству изображения она примерно одинакова с городскими картами системы City Guide (см. рис. 4.5) и заметно уступает НАВИТЕЛ и PocketGPS Pro. Кроме того, в ней имеются проблемы с названиями объектов при масштабировании, которое автоматически меняется в зависимости от скорости движения: при увеличении — масштаб увеличивается, а при снижении — уменьшается (более детальное отображение карты). Замечено, что при движении с большой скоростью (100…120 км/час) программа не успевает за перемещением автомобиля.

В базу данных карты включены не только все улицы и дома города, но и автозаправки, бары, рестораны, банки, аптеки, больницы и другие подобные объекты, которые отображаются на карте специальными иконками (значками) и которые можно отключить для ускорения работы. Коснувшись стилусом какого-нибудь дома на карте, можно прочитать его адрес внизу экрана, а при более длительном нажатии — вызвать меню и ввести его в закладку под названием  типа «Дом», «Работа», «База» (в том числе овощная и военная) и т. п., что впоследствии может пригодиться для быстрого поиска объектов (без ввода каждый раз их адреса вручную).

Как и в большинстве рассмотренных программ, в ПалмГИСGPS предусмотрена и система голосовых подсказок, включая и предупреждения о превышении допустимой скорости, если она была установлена в настройках для данного участка маршрута, который, кстати, можно прокладывать в автоматическом режиме, однако без учета пробок.

 

                       

 

Рис. 4.8. Изображения карты в ПалмГИСGPS

 

4.8. Программы для мобильных телефонов

 

Рассматриваемые  программы предназначены для мобильных телефонов на базе платформы Symbian (несколько переработанная ОС КПК Psion (разд. 3.13)) для работы с внешним GPS-приемником через BlueTooth соединение (материал взят на сайте GPSinfo.ru.).

1. AKMTrack (http://home.comcast.net) для телефонов Nokia 60 серии К (рис. 4.9); карты не входят в комплект поставки, однако для этого могут быть использованы отсканированные варианты бумажных карт с привязкой к их угловым точкам.


                             

 

Рис. 4.9. Окна программы AKMTrack

 

2. Powernavigation (http://www.symbianware.com) для телефонов Nokia 7650, 3650/3600, 6260, 6600, 7610, N-Gage/N-Gage QD, Siemens SX1 и Sendo X  (рис. 4.10). Эта программа считается наиболее совершенной: она содержит электронный компас и обеспечивает просмотр трека и положение спутников, а также отображение текущих координат и редактирование отсканированных карт в редакторе собственной разработки с последующей привязкой непосредственно на телефоне.

 

                      

 

Рис. 4.10. Окна программы Powernavigation


3. GPSMap 2.00 by Viking GPS (
http://www.nokia-6600-software.vikinggames.hu) для телефонов Nokia 3650, Nokia 6600, Nokia 7610, Nokia 7650, Siemens SX-1 (рис. 4.11); функционально аналогична Powernavigation, однако несколько неудобна при проведении привязки карты.

  

                         

 

Рис. 4.11. Окна программы GPSMAP


4. Wayfinder MobileNavigator (
http://www.wayfinder.com) для телефонов Nokia 3650, Nokia 6600, Nokia 7610, Nokia 7650, Siemens SX-1 (рис. 4.12); отличается от вышеперечисленных наличием функции Turn-by-turn navigation (прокладка маршрута); на сайте программы имеются карты для Западной Европы.

 

                          

     

Рис. 4.12. Окна программы Wayfinder MobileNavigator

 

На главную

 

Хостинг от uCoz